Отвечает заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Гусев И.А.
В соответствии с ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в том числе вопросы содержания территорий общего пользования, элементов благоустройства, уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период, участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, а также определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Порядок определения границ территорий, прилегающих к зданию, строению, сооружению, земельному участку установлен Законом Саратовской области от 31.10.2018 № 102-ЗСО.
В подавляющем большинстве правил благоустройства муниципальных образований в соответствии с указанным Законом области от 31.10.2018 № 102-ЗСО определены размеры границ прилегающих территорий.
Проведенный прокуратурой области анализ применения требований законодательных актов о зимнем содержании дорог, тротуаров и прилегающих территорий показал необходимость принятия мер к корректировке муниципальных правил благоустройства в указанной части. При нормативном регулировании вопросов зимней уборки тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств и других мест общего пользования органами местного самоуправления в некоторых случаях допускается отступление от федеральных требований к организации такой работы.
Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.5 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), на покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, выполняемых в сроки по таблице 8.4.
Данной таблицей ГОСТ Р 50597-2017 определены предельные сроки работ по очистке тротуаров, дорожек и других мест общего пользования в городах и сельских поселениях, которые в зависимости от интенсивности движения пешеходов не могут превышать от 1 до 3 часов для рыхлого и талого снега, от 12 до 24 часов – для устранения зимней скользкости. Предусмотрено, что удаление уплотненного снега в весенний период при наступлении среднесуточной положительной температуры воздуха должно быть осуществлено в срок не более одних суток.
Обязательность применения данного ГОСТ Р 50597-2017 при выполнении соответствующих работ подтверждается многочисленными судебными решениями Верховного Суда Российской Федерации: от 22.12.2023 № 29-АД23-4-К1, от 03.10.2023 N 81-АД23-10-К8, от 05.06.2023 № 44-АД23-9-К7 и др.
В отношении жилищного фонда применяются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170. В пп. 3.6.6, 3.6.8, 3.6.9 данных Правил предусмотрено, что периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара). Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории. Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы.
Проведенный мониторинг показал, что в ряде муниципальных образований области закрепленные в правилах благоустройства требования не согласуются с федеральными нормативами.
Например, в Правилах благоустройства МО «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25.12.2018 № 45-326, содержатся внутренние противоречия, не позволяющие однозначно установить сроки зимней очистки тротуаров, дворов и иных пешеходных зон. С одной стороны, в абз. 5,6 п. 4.3.6 Правил сделаны отсылочные нормы на ГОСТ и Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. С другой стороны, в абз. 1, 3 п. 4.3.6 Правил закреплены иные сроки работ: указано, что обработку противогололедными материалами необходимо начинать немедленно с начала снегопада или появления гололеда. Тротуары, дворы, иные пешеходные зоны должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия. Время на очистку и обработку не должно превышать 12 часов после окончания снегопада.
В п. 5.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Энгельс, утвержденных решением Энгельсского городского Совета депутатов от 25.10.2017 № 467/01, определено, что все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком до 8 часов утра.
В п. 5.7 Правил благоустройства на территории муниципального образования город Хвалынск (решение Совета МО г. Хвалынск от 29.04.2022 № 54) установлено, что ежедневная уборка улиц и тротуаров в осенне-зимний период и обработка противогололедными средствами должны производится в течение дня. При этом в пп. 5.3.1, 5.4.2 тех же правил определены иные сроки зимней очистки.
Аналогичные недостатки нормативного регулирования имеются в правилах благоустройства муниципальных образований Самойловского, Пугачевского, Духовницкого и других районов области.
Городскими и районными прокурорами по поручению прокуратуры области организована работа по корректировке муниципальных нормативных правовых актов для обеспечения законности правового пространства.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе регламентировать в правилах благоустройства требования к зимнему содержанию мест общего пользования, в том числе прилегающих территорий, при этом целесообразно провести анализ и обеспечить корректировку правил в целях приведения в соответствие с перечисленными положениями федерального законодательства.